Частнопрактикующий
юрист

О правовой защите бренда

Всем доброго времени суток!

В последнее время все только и говорят о защите своего бренда, особенно в сети Интернет. Я предлагаю вам сегодня разобраться с этим вопросом, друзья. Что значит защитить свой бренд?

На самом деле законодательно понятие "бренд" не урегулировано. Обычно под брендом мы понимаем образ товара или компании, закрепившийся в сознании потребителей, а также репутацию компании (фирмы).

В гражданском законодательстве содержатся только правовые нормы, которые регулируют "составные элементы" бренда. О чем это я?

Прежде всего, речь идет о средствах индивидуализации - товарном знаке или знаке обслуживания (ст. ст. 1477, 1484 ГК РФ), коммерческом обозначении (ст. 1538 ГК РФ), а также деловой репутации, которая подлежит защите от распространения не соответствующих действительности, порочащих сведений (ст. 152 ГК РФ).

При этом надо разграничивать понятия "бренд" и "товарный знак", "бренд" и "логотип".
Бренд трактуется более широко, чем "товарный знак" и "логотип".
В судебной практике понятие "бренд" рассматривается как маркетинговый прием - понятие более широкое, чем определенное в ст. 1477 ГК РФ понятие "товарный знак".

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 N 09АП-8678/2009-АК по делу N А40-90240/08-4-424 указано, что "бренд" - это термин, используемый в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определенным продуктом или услугой. Данный термин включает в себя название и иные визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы).

Логотипом признается оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам (Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123). Логотип может быть зарегистрирован как товарный знак.

Согласно ст. 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, а знак обслуживания - для индивидуализации работ или оказываемых юридическими лицами услуг, на которые признается исключительное право.


Поэтому, как я уже сказала, раз в законе нет закрепления понятия "бренд", защите подлежат только его отдельные элементы - товарный знак, логотип, деловая репутация, коммерческое обозначение. Защита данных составляющих осуществляется по правилам гражданского законодательства РФ.

фото с сайта https://stock.adobe.com/ru/free
Возврат к списку